16 янв. 2015 г.

Stabat Akish "Stabat Akish" (2009)


Традиция, разогретая до степени эксперимента, – вот что такое Stabat Akish. Идейную основу проекта обеспечил композитор Максим Дельпорт (р. 1976), уроженец южноафриканского Йоханнесбурга. В 1985-м он возвратился  на землю предков, в Марсель. И здесь же, на французской территории, в славном городе Тулузе умозрительная схема Stabat Akish обрела свое реальное воплощение. К тому моменту маэстро Дельпорт вырос в настоящего мультиинструменталиста. Изначально сосредоточившись на овладении фортепиано и флейтой, Макс со временем освоил гитару, ударные и трубу. Однако предпочтение в итоге отдал игре на контрабасе. Поучаствовав в нескольких коллективах и обретя опыт командного взаимодействия, Дельпорт в 2007 г. учинил вышеуказанный секстет в составе: Фердинанд Думерк (баритон-, тенор- и альт-саксофоны, флейта), Марк Маффиоло (бас- и тенор-саксофоны), Гийом Амьель (вибрафон, бас-маримба), Реми Леклерк (клавишные), Стефан Гратто (ударные) + мсье Дельпорт собственной персоной (контрабас). Не имея склонности к авторскому диктату, Максим во главу угла возвел личность. Именно от уникального потенциала каждого из музыкантов зависела система кровообращения группы. И это единение индивидуальностей превосходно сработало в комплексных рамках Stabat Akish.
Выпущенный принадлежащим Джону Зорну лейблом Tzadik дебютный CD ансамбля явился конспективным собранием сочинений за десять лет, с 1998 по 2008 годы. Тем не менее слушается он как связно выстроенная цепочка треков – коротких и голографически объемных. Если сосредоточенная на звучании маримбы и вибрафона пьеса "La Baie Des Anchois" несет в себе камерную деликатность, подтачиваемую гулко ухающей ритм-секцией, идущая следом вещица "Vortex" излишне агрессивна, полифонична и эпизодически напоминает дерзкие художественные выпады Фрэнка Заппы. Этюд "Gouttes" зиждется на интригующем саунде оркестровой перкуссии, чья аккуратная поступь внезапно оборачивается тяжеленным духовым напором (гипотетические шаги Голема). Гуттаперчевые саксофонные синкопы формируют озорной фон картины "Jandri Express", после которой на свет божий неуклюже выползают басовые размышлизмы Дельпорта ("Lolen"), в финале спутывающиеся в ершистый авангардный клубок. Вибрафонические академизмы и бравурный джазовый свинг превосходно ладят друг с другом в контексте номера "Des Chips!". "Greed" примиряет игрушечную поверхностность пост-панка с органным фьюжн-эквилибром и маниакально-шизоидной скороговоркой авант-рока. Образцово-показательная миниатюра "La Vache-Kiwi" (Стравинский для бедных) предваряет пятиступенчатое сумасшествие "Brainstorm Suite", чьи фазы колеблются в широкополосном стилевом спектре – от предельно завернутого джаза, включая моральное надругательство над шаблонными приемами биг-бэндов, до экстравагантного эмбиентального психо-цирка и ядреного прог-авангарда. Выкрутасы с мелкокалиберной этникой ("Blaster Center") преисполнены инфернальной, по-французски тонкой иронии, запрятанной в темных глубинах опуса. А заключительное наведение сонических мостов под вывеской "Chroma" и вовсе обрывается на полутакте, заставляя слушателя теряться в неясных догадках...
Резюмирую: великолепно реализованная музыкальная авантюра, способная приглянуться любителям нестандартных околоджазовых упражнений. Рекомендую.

Комментариев нет: