25 июн. 2014 г.

Harmonium "L' Heptade" (1977; 2 CD)

Двойник "L' Heptade" - предпоследний и не самый решительный бой, данный канадским подразделением под командованием Сержа Фьори (гитары, вокал). Если в предыдущей программе "Si on Avait Besoin D'une Cinquième Saison" (1975) обожаемый мэтром пунктик "меланхолического рандеву" обозначался эпизодически, то на альбоме 1977-го года он фактически повсеместно вошел в права. Объемная музыкальная часть сочинялась в несколько этапов. Основополагающий лирико-мелодический массив Фьори сконструировал при активной творческой поддержке Мишеля Нормандо (аккордеон, акустическая гитара, вокал) и Сержа Лока (орган, меллотрон, фортепиано, электропиано, синтезатор). Оркестровыми этюдами, коих тут оказалось достаточно, занимался ветеран сцены Нейль Шотем (1920-2008) - композитор, дирижер, пианист, аранжировщик, педагог. Сотрудничество с грандом принесло свои плоды. Причем взаимовыгодные. Так, в 1979-ом Шотем при аккомпанирующем посредничестве полного состава Harmonium записал пластинку "Live au El Casino", содержащую в частности превосходный иронический дуэт для фоно и ударных (драммер - Дени Фармер). Впрочем, я отвлекся.
Итак, "L' Heptade". Концептуально-эпическое действо ностальгического свойства, как и положено солидной арт-панораме, открывается сегментом "Prologue". Аккуратные симфо-мазки, тонкая акварель струнных, масляная вязь духовых... Неужели это старые квебекские знакомые? А где же фолк вперемешку с роком? Терпение, друзья мои. Ведь на подходе развернутый номер "Comme un fou". И с ним - трогательные вокальные откровения Сержа, ненавязчивые гитарные переборы, хоральный бэкграунд + ритмичные колебания между прог- и chamber-плоскостями. Короткая шотемовская "Sommeil Sans Rêves" - печальный пассаж в оркестровых тонах, за которым начинается выразительный сеанс фьюжн-шансона (иначе не скажешь) по фирменному рецепту затейника Фьори (собственно, "Chanson Noire"). 11-минутная фреска "Le Premier Ciel" позволяет мастермайнду предаться мечтательной грусти под электроакустические аккорды, скрипично-клавишные партии и нарядные полифонические вставки. Завершается первая сторона диптиха масштабной симфонической фолк-психоделией "L' Exil", рожденной воображением уникального авторского тандема.
CD # 2 стартует с атмосферных переливов электропиано и чарующего тембра клавишницы Моник Фато ("Le Corridor"). Маневр, конечно, неожиданный, но приятный. Расчет Сержа определенно удался, тем более что оставшаяся половина опуса по-хорошему эмбиентальна, да к тому же содержит размашистую филармоническую концовку. Камерные изыски монументального произведения "Lumières de Vie" соседствуют с сингер-сонграйтерскими "фишками", и никакой надуманности в подобном решении нет: со вкусом и тактом у лидера Harmonium все очень даже в порядке. Художественная ткань "Comme un Sage" прельщает теплом, сердечностью и - чего уж греха таить - миловидным эстрадным прононсом. Зато венчает мозаику сугубо академический, умеренно-пафосный "Épilogue".
Резюмирую: живописное олицетворение природного франкофонского шарма, окрашенное искренним поэтическим чувством. Достойный финал студийной деятельности великолепных канадцев. Рекомендую.

Комментариев нет: