11 мая 2014 г.

Sotos "Platypus" (2002)



Первый альбом Sotos (1999) застал врасплох любителей авангарда. Вряд ли кто ожидал от новичков подобной крутизны материала. Критики наперегонки соревновались друг с другом в подборе сопоставлений, мелькали имена: Стравинский, Magma, Univers Zero и даже Gong. Не обошли вниманием стилевые выверты французской пятерки; ярлык "цойл-танго" - пожалуй, одна из наиболее экстравагантных выдумок пишущей братии. В общем, приняли их на ура. Тем временем Sotos не особенно торопились с продолжением. Действуя, по заведенной традиции, размеренно-вдумчиво, вчерашние студенты консерватории тщательно разрабатывали узловые коллизии программы № 2. Композиторские функции поделили между собой басист Бруно Камьяд и гитарист Ян Азера. В результате оба продемонстрировали недюжинную фантазию, зрелость и оригинальность авторских художественных принципов. Попробуем осветить детальнее разноликие составляющие концепта "Platypus".
На семи передних позициях раскинулась 41-минутная сюита "Malstrøm", принадлежащая перу Камьяда. Анализировать это "эпическое головокружение" очень непросто. Не спасает и разбивка на эпизоды. Кажется, инструменталисты задались целью во что бы то ни стало сподвигнуть аудиторию на массовый акт лоботомии. Если так, то их можно поздравить с успехом. Жесткий хаос гитары и металлически звучащих ударных Мишеля Азеры (отдельное 'мерси' микшировавшему диск Бобу Дрейку) усугубляется монотонными партиями баса, гудением виолончели (Надя Леклерк) и безумными скрипичными пассажами (Николя Казо). Яростная суматоха вводной главы постепенно теряется в тумане камерных обстоятельств. "Malstrøm (Part 2)" - это прежде всего расфокусировка, лишь изредка оживляемая индустриальным нагнетанием ритма. Предельная сбалансированность структуры явлена нам в "Malstrøm (Part 3)" - идеальном примере chamber-рока с "фриппующей" гитарой пересмешника Яна. Четвертая фаза шизофренического "марлезонского балета" - своеобразный турнир по бриджу (доктор Джекил против мистера Хайда) с дружным походом к психотерапевту в качестве приза. На следующем уровне царит сумрачный минимализм заунывного толка с легкими диссонансными отклонениями; тем не менее событийно обедненный ряд не исключает интриги, держащей в напряжении вплоть до финальных аккордов. "Malstrøm (Part 6)" лихорадочно атакует здравый рассудок потенциального наблюдателя, целенаправленно подталкивая того к бездне. Ну а итогом дикого путешествия служит застенчивая пьеса "Malstrøm (Part 7)" для гитары, металлофона и скрипки; довольно неожиданная и вместе с тем привлекательная концовка. 27-минутная "Wu", сочиненная маэстро Азерой, подана целиком. Ядреная помесь дарк-прога, РИО, классицизма а ля пост-Барток и кримзоидных электрических вспышек гнева выглядит монументальным агонизирующим монстром, чье предкоматозное возбуждение поневоле передается и слушателю. Короче говоря, беспощадная жуть, гипнотизирующая до последнего.
Резюмирую: великолепно спроектированный авант-проговый аттракцион, лебединая песнь формации Sotos. Распустив бэнд, братья Азера сколотили квартет Zaar. В январе 2006-го безымянный релиз дебютантов издали на профильном лейбле Cuneiform. А 10 ноября того же года Ян Азера трагически погиб в Испании. Невзирая на этот печальный факт, память о гитаристе продолжает жить, что подтверждает не так давно вышедший трибьют-сборник. "Ars longa, vita brevis", учили древние. И были как всегда правы.

Комментариев нет: