20 мая 2014 г.

Egg "The Civil Surface" (1974)

С финальным подарком для слушателей Egg не торопились. Активно концертируя и записываясь на радио, ребята подцепили синдром усталости от собственных персон. Последовал столь необходимый перерыв в работе, за время которого органист Дэйв Стюарт помог старинному другу Стиву Хиллиджу с разовым проектом Khan, ударник Клайв Брукс постучал по тарелочкам на альбоме "Hogwash" хард-блюзменов Groundhogs, а ненасытный басист/вокалист Монт Кэмпбелл взялся факультативно осваивать французский рожок в стенах Королевского музыкального колледжа. Летом 1974-го творческий зуд заставил участников Egg собраться в аппаратной комнате студии "Сатурн" и приступить к рекординг-сессиям своего третьего по счету альбома.                                                            
По ряду параметров "The Civil Surface" серьезно отличался от предшествующих саунд-актов британцев. Ранее члены ансамбля полагались исключительно на внутренние резервы. Однако очередное творение кентерберийских интеллектуалов требовало обильного вливания "свежей крови". И виной тому - сильно разросшиеся композиторские амбиции "яйцеголовых" джентльменов. Так, "подсевший" на звучание духовых Кэмпбелл настрогал несколько вещей для флейт, кларнетов и прочих гобоев. Успевший наследить в Hatfield and the North Стюарт сконстролил отдельный номер для понравившегося ему женского вокального трио в лице Аманды Парсонс, Энн Розенталь и Барбары Гаскин. А заодно не преминул черкнуть пару строк Стиву Хиллиджу: мол, забеги к нам при случае. Результат вылился в авант-проговый акт, полный скрытой иронии и эффектного коллективного "умничанья".
Распахивается программа объемным треком "Germ Patrol" - едкой вариацией на темы рок-болеро, камерных академических сочинений  (партии фагота/гобоя - Линдси Купер, кларнет - Тим Ходжкинсон) и маршевые мелодии военных оркестров (разумеется, в пародийном ракурсе). Название двухминутной пьесы "Wind Quartet I" целиком раскрывает содержание: это действительно чисто филармонический этюд, решенный Монтом (French horn) при поддержке гостевых духовиков. Пролонгированная вещь "Enneagram" - апофеоз фьюжн-арта; тут уж Egg сбрасывают к чертям маску степенности и выдают увесистую порцию игрового 'canterbury'. Органно-басовые фигуры в рамках произведения "Prelude" исповедуют свободу от жанровых условностей, и только периодическое взаимодействие с ангельскими хоралами девушек из Hatfield and the North удерживает их от исчезновения в сумраке авангарда. "Wring Out the Ground (Loosely Now)" балансирует на стыке чудаковатого джаз-рока и пространного спейс-фьюжн-аттракциона; потому-то наличие здесь характерных гитарных пассажей Хиллиджа воспринимается адекватно. В соническом поле "Nearch" Кэмпбелл со Стюартом меняются ролями: первый из них садится за фоно, тогда как функции Дэйва сводятся к пощипыванию баса в компании дуэта Купер - Ходжкинсон. Завершается процесс пасторальной ворожбой "Wind Quartet II" для фагота, кларнета, флейты и обожаемого Монтом французского рожка.
Резюмирую: абсолютно нетривиальная художественная конструкция, воплощенная с выдумкой и не без тонкого хулиганства. Поклонников плюшевого "нео" просьба не беспокоиться: эта штука рассчитана на закаленных авант-баталиями спартанцев. Им и рекомендую.

2 комментария:

Влад Василь комментирует...

Даже не знаю, что сказать... вроде и классики. А не идет! Наверное, нужно записать в ряд необъяснимых явлений вместе с GG. Вроде бы качественный материал. А не берет. Но все равно, огромное спасибо!

Сергей Уваров комментирует...

Да, они и в стае кентерберийцев смотрятся белыми воронами. Сразу вникнуть в музыку Egg сложно. Быть может, со временем придет понимание.