23 апр. 2014 г.

Catapilla "Catapilla" (1971)

Творческое наследие Catapilla невелико по объему: две пластинки, восемь композиций - на каждую поровну. Однако в годы развертывания "большого прога" лондонскому секстету удалось столь мощно заявить о себе, что эхо от предпринятого музыкально-мозгового штурма откликается до сих пор. Сразу замечу: лирика / романтика с ярко выраженным мелодическим уклоном - это не про них. Базовым направлением английские оригиналы выбрали экспериментальный джаз-рок. И хотя опыты на аналогичной почве проделывались и прежде (вспомним Soft Machine, Colosseum, Nucleus, раннего Нила Эрдли), бойцам из Catapilla присущ собственный, отличный от прочих художественный почерк. Именно эта непохожесть привлекла в свое время руководство компании Orange Music. Межвидовое положение (чересчур заумно для рока, но крайне тяжело по джазовым меркам) лишь добавляло очков к и без того уникальной манере бэнда. А посему в пору расцвета интеллектуальных жанров наши герои автоматически превратились в заметное артистическое явление - лакомый кусочек для жадных до экзотики студентов и другой пытливой разумом молодежи.
Освещать содержание дебютной работы британцев - занятие муторное, поскольку структурная механика изначально затачивалась под импровизационного типа маневры. И все же рискну.
Итак, как оговаривалось выше, пьес на диске четыре. Стартовая фаза "Naked Death" эпична до безобразия. По первости вкрадчивые саксофонные партии Роберта Калверта нагнетают интригу. С добавлением унисонных органных пассажей Ральфа Ролинсона, гитары Грэма Уилсона, ритмической ударной основы Брайана Хэнсона, выпуклого баса Карла Уоссарда и валькиреобразных голосовых интонаций Анны Мик действо принимает весьма интересный оборот. Ключевая роль тут, вроде бы, у духовых. При этом свинг-фундамент тяготеет не к джазу, а к фанку. Перехвативший эстафету у Роберта гитарреро Грэм адаптирует близкие ему по духу блюзовые соло к ускоренной фьюжн-технике. А уж когда Калверт вводит в саунд-палитру электросакс, все окончательно запутывается... Фреска "Tumbleweed" - бравурный синкопированный брасс-прог, позволяющий фронтвумен Анне блеснуть кардинально иной тембральной краской. Не менее бурная "Promises" соединяет в полифоническую цепь замысловато выстроенный джаз с надрывным дарк-хардом; эстетически напрашивается аналогия с Van der Graaf Generator, правда, в противоположном "половом эквиваленте". Суммирует коллективные достижения 24-минутное полотно с красноречивым названием "Embryonic Fusion"; здесь освобождается пространство для психоделик-блюзовых откровений мисс Мик (местами - чистый "Плант в юбке"), игровых инструментальных перекличек прото-прогрессивного свойства, зажигательного гитарного хэви-рока и всяческих резковатых аккордов с налетом брутальности.
Резюмирую: любопытный, неординарный и довольно изобретательный звуковой акт, рассчитанный на специфическую меломанскую аудиторию. Рекомендую не всем, но избранным.

Комментариев нет: