13 мар. 2012 г.

Аракс "Исповедь" (1980)

По-хорошему, эта история - чистейшей воды авантюра. Судите сами: никому не известный композитор (выпускник Московской консерватории) обращается к маститому поэту с просьбой дать согласие на сценическую постановку, в основе которой - лирика мэтра. Скептически настроенный любимец читающей публики все же приглашает молодого человека к себе для беседы. И попадает под очарование услышанного... Как вспоминал позднее Евгений Евтушенко, его поразила искусно выстроенная психологическая драматургия произведения. "Были взяты стихи разных лет, посвященные любви, и хотя у меня самого они не не соединялись в одно целое, благодаря тонкому пониманию смысла стихов, все они, часто очень умно и тактично сокращенные именно для этой музыкальной пьесы, сложились воедино. <...> Возможно, в этой композиции есть свои просчеты, но одно для меня несомненно - своей работой Глеб Май доказывает широкие перспективные возможности соединения поэзии с музыкой в стиле рок".
"Исповедь" позиционируется как литературно-музыкальная композиция С. Чистякова на слова Евгения Евтушенко и музыку Глеба Мая. Диск записывался на фирме "Мелодия" в 1980 г., однако процесс издания его растянулся на три года. Программа реализовывалась силами участников группы "Аракс" (Анатолий Алешин - вокал, Сергей Рудницкий - бас, Вадим Голутвин - гитара, Геннадий Хащенко - ударные) и членов струнного ансамбля Большого театра. На клавишных и флейте играл создатель рок-поэтории Глеб Май, а в качестве чтеца-декламатора выступал непосредственно Евтушенко.
С точки зрения формы альбом (без скидок на советское происхождение) являет собою уникальный образец симфонического прогрессива. Стихотворное содержимое раскрывается с необыкновенной силой в рамках мелодического начала. Профессиональное мастерство исполнителей выходит на передний план в бессловесной интролюдии. Варьирование ритма, разветвленный полижанризм - от спейс- и хард-рока до камерных необарочных красот, и при том - высокий дух трагизма, искусно поддерживаемый инструменталистами. Дальнейшее развитие схемы позволяет нам с головой окунуться в драматические перипетии "love story", начисто избавленной от легковесности и банальности. Рельефная лепка рифмованных фраз укрупняется, обретает дополнительные глубину и объем благодаря тончайшей композиторской отделке. Гибкая вокальная манера Алешина, причудливая мелодекламационная эстетика Евгения Евтушенко и филигранная партитурная разработка Мая в совокупности рождают феноменальное нечто. Этот гибридный организм существует по особым канонам. Он театрален, но вместе с тем искренен, религиозен, но далек от смирения. Открытость нервных окончаний не мешает проявлениям пафоса, а меланхолия души подчас оборачивается всплесками ярости. "Не исчезай. Дай мне свою ладонь. / На ней написан я — я в это верю. / Тем и страшна последняя любовь, / что это не любовь, а страх потери"...
Сверхэмоциональная звуковая мозаика "Исповеди" с годами нисколько не поблекла, не утратила актуальности. Острота, горечь и выразительность авторской речи, одухотворенная, сотканная из множества нюансов музыка... Азбучные истины Слова, помноженные на великую магию Чувства. Это и есть Исповедь. Вечная тема, потребность в которой сохранится всегда.

2 комментария:

Влад Василь комментирует...

Интересный релиз. Впрочем, здесь других и не бывает. Но! Не уверен, что еще буду возвращаться к нему. Основная претензия - ужасная студия. Откровенно слабая запись. Избалованные техническим прогрессом мы. Ладно еще Пугачева. А тут слушать нужно. Ловить каждый звук. А он расплывается.
Далее. Авторы увлеклись декламацией. И стихи хорошие! Но я-то не за этим пришел. Слишком мало чисто музыкальных идей. Повторюсь - релиз хороший. Но! Чего-то не хватает.

КаБэ комментирует...

...блин....сколько лет живу, интересуюсь музыкой, музицирую, а не знал о такой работе.....спасибо Серёжа за наводку....такой "совок-прог-рок"....но это конечно из-за звука...а полотно достойное, интересное...Евтушенко конечно "мимо денег"....а "Араксы" - молодцы...