11 сент. 2010 г.

John Paul Jones "Zooma" (1999)

"Язык у музыки один, но диалектов - множество". Вооружившись таким девизом, цеппелиновский басист/клавишник Джон Пол Джонс ступил на шаткий путь вечного эксперимента. Первым успешным опытом по скрещиванию разнополярных схем для английского многостаночника стала инструментальная пластинка "Zooma". Реализацией проекта занимался лейбл Роберта Фриппа DGM. С легкой руки последнего в состав участников попал калифорнийский мастер игры на touch- и warr-гитарах Трей Ганн (King Crimson, KTU, UKZ, соло), чьи замысловатые партии украсили два из девяти треков по-настоящему неординарного альбома. А теперь от общих слов перейдем к частностям.
В сравнении с более поздней программой "The Thunderthief" (2002) арсенал личных подручных средств Джонса выглядит скромнее: несколько разновидностей баса (стандартный, 10- и 12-струнный + bass lap steel), электромандолина и аппаратная звуковая система Kyma. Что касается ударных, то ими на диске заведуют двое: Пит Томас (в подавляющем большинстве случаев) и Дэнни Фонгейзер, помимо прочего отвечающий за экзотические перкуссионные вставки. Титульная пьеса наглядно демонстрирует оригинальность композиционно-гармонических выкладок маэстро. На лязгающие металлом плотные басовые риффы и предельно структурированный ритмический рисунок драммера Томаса наслаивается хаотическое гитарное соло Пола Лири, доводящее содержимое опуса до полного сумасбродства. В гипнотической конструкции "Grind" именитый ветеран сцены дает прикурить молодежи, запросто расправляясь с модерновыми индустриальными прог-элементами. Изящнейший приблюзованный саундскейп-этюд "The Smile of Your Shadow" служит необходимым лирико-энигматическим отступлением перед лихо закрученным номером "Goose", сводящим на нет все старания американцев Tool - признанных лидеров в области альтерно-прога: в урбанистическом коктейле папаши Джонса кипят нешуточные страсти, и только стальная воля мастермайнда не позволяет им сорваться с цепи. Зарисовка, без обиняков озаглавленная "Bass 'n' Drums", и впрямь является таковой: здесь ДПД ведет вполне традиционный, не лишенный своеобразного юмора бессловесный диалог с Дэнни Фонгейзером; отличное пособие для начинающих басистов, продолженное центростремительной вещицей "B. Fingers", орнаментированной виртуозными пассажами Трея Ганна. Эпик "Snake Eyes" - бальзам на душу верных поклонников Led Zeppelin: характерные олдскульные блюз-роковые приемы; фигуристые тембральные перекаты стократ испытанного "Хаммонда"; наконец, обширный струнный аккомпанемент от членов Лондонского Симфонического Оркестра. Соответствующую линию гнет и фактурный "Nosumi Blues", в коем ДПД волшебным образом имитирует лид-гитарные экзерсисы вперемешку с заводными скрипичными вензелями, и все это, прошу заметить, проделывается им в басовом формате. Финальный боевик "Tidal" - альтер-эго заглавной интродукции, логически замыкающий цепочку головоломных сюжетов неутомимого прогрессора Джонса.
Резюмирую: бескомпромиссный творческий акт, лежащий за гранью добра и зла. Мощнейший выброс идейного адреналина, бесконечно далекий от классических арт-роковых территорий. Рекомендуется всем любителям острых музыкальных ощущений.

Комментариев нет: