2 нояб. 2009 г.

Mikael Ramel "Till Dej" (1972)

Микаэль Рамель (р. 1948) - один из самых неординарных артистов на шведской рок-сцене семидесятых. Будучи сыном актера и композитора Повеля Рамеля (1922-2007), он с детства приобщался к различным категориям музыки. Однако основные источники вдохновения для Микаэля остаются неизменными на протяжении десятилетий: Mothers of Invention, The Beatles, The Byrds, Buffalo Springfield, Dr John. Цветочные идеалы хиппи, светлые фольклорные пасторали, закрученность джаз-рока и концептуальные метаморфозы прогрессива в равной степени близки и понятны маэстро Рамелю. Посему в собственном творчестве он старался по возможности гармонично сочетать канонические тенденции указанных жанров, но действовал при том максимально оригинально.
Работа над дебютной пластинкой "Till Dej" длилась без малого три года. Началась она в 1969 г., на домашнем оборудовании Микаэля, а затем, с подачи отца, процесс продолжился в стенах Europa Film Studio. К звукозаписывающим сессиям привлекли опытных инструменталистов: Стефан Хёглунд - бас, Эрик Дальбёк - ударные, Сорен Хансен - конги, Андерс Норд - клавишные, флейта. Сам инициатор мероприятия отвечал за вокальные партии и все подвиды гитар. Кроме того, в качестве гостей на программе заявлены: Бенгт Дален (гитарные соло в паре треков), скрипач Матс Гленнгард, певица Турид Люнквист, пианист Пер-Эрик Нотини и другие хорошие люди. "Реализуй я это дело шестью месяцами раньше, и можно было бы смело утверждать, что "Till Dej" - первый прог-альбом на шведском языке", - грустно улыбается Рамель. Что ж, причина досады понятна: в тот злополучный период у Микаэля случились неприятности с законом, из-за проблем с наркотиками он едва не угодил за решетку. Но, слава богу, обошлось. Неукротимая энергия двадцатидвухлетнего юноши обрела нужное русло, о чем красноречиво свидетельствует результат.
"Till Dej" - замечательный и странный симбиоз различных культурных пластов. Здесь имеются типично бардовские акустические откровения, приукрашенные фоновыми органными переливами ("Hör Du På"); пышущее здоровой рок-н-ролльной энергией задорное буги ("Nå Då Så"); юморные и одновременно меланхоличные фолк-зарисовки с теплыми флейтово-скрипичными пассажами, чьи истоки лежат в традиционной скандинавской польке ("Pengar"); есть и прото-артовые этюды, созвучные ранней стилистике британских команд кентерберийской направленности ("Imorron E En Ny Da"), и колоритное лицезрение красот родной северной природы в фольклорно-психоделическом ключе ("5emtaktarn"), и пропущенные сквозь фьюжн-призму минорные нордические мотивы ("Långt in I Naturen"). Наиболее впечатляющим треком диска выглядит 11-минутный фанк-проговый опус "Artificiell Prana", сдобренный порцией сугубо рамелевского смехового абсурда (следует заметить, что представленный в бонусах и урезанный более чем вдвое англоязычный вариант этой композиции сильно проигрывает оригиналу по всем показателям). По-своему прекрасна маленькая "обкуренная" кода "Vi Må Också", где Микаэль экспериментирует с вокалом, добиваясь в итоге презабавного "эффекта Буратино"...
Выходу релиза сопутствовала изрядная шумиха в прессе. Критики были щедры на комплименты, расточали хвалебные отзывы по поводу самобытности материала, восторгались профессионализмом исполнителей, - словом пели Рамелю и К° дифирамбы. У публики данный рок-акт также снискал успех, и впоследствии обрел заслуженный культовый статус.
Обобщая вышесказанное: рекомендуется почитателям арта на фолковой основе, да и просто любителям по-настоящему качественных проявлений в сфере звукового искусства.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Nice album in swedish hippie rock-folk mood.

Great thanks