6 сент. 2009 г.

Mess "Küsi eneselt" (2004; 2 CD [Deluxe Edition])

Рассуждая о Mess, зарубежные обозреватели частенько делают акцент на том, что этот фирменно звучащий ансамбль зародился не где-нибудь, но на просторах Советской империи. В подобных заключениях кроется немалая доля лукавства, ибо всем прекрасно известно: в ряду прочих союзных республик Эстония с ее относительно свободным духом и не шибко выраженными социалистическими штампами выглядела сущей заграницей. Но давайте-ка оставим в покое политическую подоплеку давно минувшей эпохи и перенесемся в 1974 год - время, когда амбициозный воспитанник Таллинской музыкальной школы Свен Харальдович Грюнберг (р. 1956) решил создать в стенах родного учебного заведения настоящий арт-роковый коллектив. Таковыми и стали Mess в составе: Матти Тиммерманн (бас-гитара, вокал), Свен Грюнберг (лид-вокал, клавишные, 12-струнная гитара, электроника), Элму Вярк (гитара) и Ивар Сипра (ударные). Поскольку лидер группы на тот момент являлся горячим поклонником творчества англичан Yes, то вполне естественным видится его желание воплотить нечто подобное и в собственной музыке. Подолгу экспериментируя с саундом, кудесник Грюнберг сумел разработать достаточно уникальный игровой подход. Загадочно-атмосферное звучание его клавишных определило лицо Mess. Однако астрально-авангардные проекции не были самоцелью для Свена и компании; другой существенный элемент большинства композиций квартета - симфонический прогрессив высочайшего класса. Не случайно к записи масштабного трека "Küsi eneselt" привлекались академические исполнители: в итоге удивительные структуры единственной студийной пластинки Mess содержат, помимо прочего, партии деревянных духовых, английского и французского рожков, гобоя, церковного органа и хора. Эстоноязычная лирика профессиональных поэтов призвана усилить натурфилософскую основу интеллектуальных опытов команды. Напоенный солнцем колорит природы прекрасно передан в открывающей программу эпической конструкции "Pilvini" ("To the Clouds"). Богатством оттенков стилистики фьюжн блещет "Valged hommikud" ("Bright Mornings"), где Грюнберг удачно соединяет центростремительные аналоговые завихрения органа с новаторскими электронными тенденциями; нельзя не отметить и фундаментальную гитарную манеру Элму Вярка, от которой тут зависит очень многое. Масштабный опус "Tiik" ("The Pond") - апогей энигматических сессий Mess: хитроумная перкуссия, психоделическое нашептывание, хард-роковые риффы, бесконечные смены ритмов, переходы от плясового сумашествия к полнейшей абстрактной размытости и т. д., и т. п.; истинное гурманское наслаждение для любителей шарад. Классические красота и печаль вкупе с роковыми импульсными вспышками питают бессловесную пьесу "Lugu" ("Story"). Инструментально-камерный этюд "Üksi" ("Alone") базируется на сугубо консерваторских пианиссимо маэстро Свена, разбавляемых секвенсорными космизмами и протяжными басовыми линиями. 9,5-минутная "Rohelised leed" ("Green Hearths") - квинтэссенция царящих на альбоме настроений, тогда как венчающая релиз заглавная сюита соткана в лучших традициях Yes.
Идущий бонусом CD 2 включает концертное выступление Mess перед студенческой аудиторией в Таллинском политехническом институте 31 октября 1976 г. (редкая возможность насладиться "живым" мастерством участников формации), а также авангардную 3-минутную радио-версию ударного эпика "The Pond".
Резюмирую: превосходный подарок поклонникам восточно-европейского арт-рока. Не пропустите.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

This band don't need presentation. Formed by genius Sven Gruenberg, this a great one from ex-soviet block. This is high level jazz rock with sinfonic parts.