26 авг. 2009 г.

Pat Metheny Group "Imaginary Day" (1997)

В "Введении в гитарное ремесло" Роберта Фриппа (King Crimson) есть такая фраза: "Жизнь профессиональных музыкантов глубоко несчастна, и единственная награда за нее - привилегия того, что музыка иногда осеняет их и доверяется им. За эту привилегию мы платим очень высокую цену". Несомненно, маэстро прекрасно знает, о чем говорит. Однако следует помнить, что не бывает правил без исключений. Ярчайший пример - Пэт Мэтини. Профессионал экстра-класса, вот уже несколько десятилетий изо дня в день неустанно исследующий пространство звука. Разве можно назвать его несчастным? Того, кто своим появлением на сцене несет людям радость? Того, чье восприятие рождаемых подсознанием образов по-прежнему свежо и искренне, как тогда, в 1977 г., в начальный период деятельности Pat Metheny Group? Разменяв шестой десяток лет, прирожденный художник Пэт в душе остается восторженным юношей, для которого жизнь - непрерывная череда открытий. И хотя творчество его ансамбля критики по традиции склонны рассматривать в рамках стиля "джаз-рок", при знакомстве с работами означенного коллектива надобно четко понимать главное: для Мэтини и коллег границы жанра не более чем иллюзия. Самим фактом существования боевой конгломерат исполнителей, объединенных в Pat Metheny Group, напрочь опровергает классификационные стандарты.
"Imaginary Day" - отличный повод убедиться в условности ярлыков. Двенадцатый по счету альбом PMG бессменный мастермайнд группы характеризует как "протяженное путешествие в музыкальные сферы, где ваше воображение вольно реализовывать внутренние сценарии, истории и эмоции..." Простора для фантазии тут и впрямь в избытке. Авторы программы Пэт и клавишник Лайл Мэйс в содружестве с верными компаньонами Стивом Родби (бас, виолончель) и Полом Вертико (ударные, перкуссия) постарались сделать все, чтобы в течение последующего часа слушатель не успел заскучать. Знакомые электрические фьюжн-структуры подтачиваются прозрачными акустическими элементами индийской раги в десятиминутной заглавной вещи; устремленной в сердцевину небес звучной мелодикой пленяет одухотворенная пьеса "Follow Me" (здесь Мэтини использует сразу несколько подвидов гитары - от классической и баритональной до ситаро-имитатора и гитарного синтезатора); обожающим экзотику эстетам предназначается короткий этюд "Into the Dream", целиком исполненный на 42-струнной "пикассо-гитаре"; тембрально богатый джаз "с секретом" выходит на позиции в пролонгированной "A Story Within the Story"; ритмичные испанские мотивы соседствуют с лирико-драматическим подтекстом и прогрессивными тенденциями в "The Heat of the Day"; мечтательные поэтические глубины переливаются радугой в неторопливом номере "Across the Sky", где каждая нотка буквально на вес золота; но мнимая солидность исчезает восвояси в эмбиент-металлическом (иначе не скажешь), пробирающем до мурашек опусе "The Roots of Coincidence" (совершенство техники, апогей изобретательности: "тру-прогеры" нервно курят в сторонке) c неожиданно светлой genesisовской кодой; прочувствованный "Too Soon Tomorrow" - зрелый ностальгический вояж в лучшее из времен; финальный эпик "The Awakening" отличается многоплановостью и своеобразным кинематографическим подходом к сочинению (не отсюда ли берет начало произведенный тремя годами позже саундтрек "A Map of the World"?) с преобладанием фортепианных партий Лайла Мэйса. Прекрасное завершение воистину шедеврального творения Pat Metheny Group. Крайне рекомендую.

Комментариев нет: