22 авг. 2009 г.

No-Man "All the Blue Changes: An Anthology 1988-2003" (2006; 2 CD)

На сегодняшний день все, что так или иначе связано с именем Стивена Уилсона, вызывает живой интерес любителей "умной" рок-музыки из разных стран. И хотя проект No-Man образовался несколько раньше, нежели основное детище Стива, Porcupine Tree, в поле зрения мировой аудитории он попал со значительным опозданием. Тому, конечно же, были причины, главная из которых лежит на поверхности: смелые эксперименты со звуковой формой, постоянное движение в поисках абсолютной истины - подобным подходом сложно завоевать расположение широкой общественности. Однако Уилсон вместе с коллегой, певцом Тимом Боунессом, похоже, не слишком-то интересовался мнением гипотетических поклонников. Ребята просто творили в свое удовольствие, алхимическим путем осуществляя смешение джаза с психоделией, старомодного акустического фолка с соул-балладами, внедряя электронные элементы трип-хопа и эмбиентальные эффекты в канву прогрессивного рока, подсознательно приближаясь к открытию формулы пресловутого "философского камня". Тем самым участники дуэта получали редкостную возможность реализовывать собственные артистические таланты на отличных друг от друга планах. А уж насколько хорошо оно удавалось - вопрос иной.
"All the Blue Changes" - первый опыт антологии для Стива и Тима, попытка подвести итог за истекший период совместной деятельности. 24 отборных трека позволяют нам пронаблюдать, каким образом протекала эволюция музыкальной эстетики No-Man в рамках достаточно протяженного временного интервала. Поэтическим настроением пронизаны этюды конца 1980-х - начала 1990-х ("Pink Moon", "Days in the Trees", "Reich"), условно характеризуемые как "dream pop" (отмечу, что голосовой тембр Боунесса идеально соответствует этому направлению). Преимущественно электронная ритмичная "Walker" с монотонно пульсирующим басом, запрограмированными ударными, дисторшированными поползновениями гитары и скрипичными партиями Бена Коулмена во многом напоминает манеру ранних Porcupine Tree. К слову, означенная композиция прежде не включалась в номерные альбомы No-Man и здесь впервые вынесена на суд аудитории. По-восточному созерцательна прекрасная пьеса "Watching Over Me": разветвленные мелодические линии преломляются в призме романтического полу-сна, полу-яви. Своеобразным переходным звеном меж двумя этапами биографии No-Man служит завершающая картину 1-го CD лирическая фреска "Things Change": звучание ее в последующем разовьется на диске "Schoolyard Ghosts" - пиковой программе коллектива.
Ближе к середине 1990-х выразительные средства No-Man расширяются за счет активного введения в инструментальную палитру аналоговых клавишных, чьи теплые ностальгические обертоны удачно переплетаются с позывными синтезаторов. Лейтмотивом все чаще становится "взрослая" меланхолия, обыгрываемая на различные лады. Другой, характерный для опусов проекта момент: в ряде случаев создаваемые ребятами произведения призваны запечатлеть дух местности. Сакральная география британских городов - Хэмпстеда, Уоррингтона, Манчестера, Ливерпуля, Лондона - незримо наводняет саунд-текстуры группы, задавая полотнам определенного рода динамику, обеспечивая многослойность подтекста. Объективная действительность опровергается могуществом сферы мысли, кристальным блеском чистого разума - интуиции, тотально правящей бал в их песнях. И понемногу начинаешь сознавать: а ведь с именем собственным англичане попали в точку. No-Man - что это, как не ноумен неоплатоников, высшая ступень универсума, за которой распахивает двери Великое Ничто?...
В общем, не все так просто в представленной Тимом и Стивом модели мира. Но одно можно заявить с уверенностью: она чертовски любопытна и несомненно требует детального ознакомления. Дерзайте, друзья-меломаны.

Комментариев нет: