18 янв. 2009 г.

Gordon Giltrap "Fear of the Dark" (1978)

"Fear of the Dark" замыкает трилогию Гилтрэпа, посвященную феноменологии человеческого восприятия. Вне всякого сомнения, эта пластинка - своего рода кульминация идейных и творческих исканий маэстро периода 1970-х. По словам Гордона, не стоит воспринимать название диска буквально, ибо в данном случае речь идет "не о страхе темноты, но о боязни неизвестности - того, что сокрыто тьмой". От предшественников релиз отличается прежде всего повышенным содержанием мотивов классического арт-рока. Хотя традиционная для Гилтрэпа формула "группа + оркестр" по-прежнему остается в силе, нельзя не заметить большей фокусировки на электрической составляющей саунда. Нет, акустические изыски доблестного виртуоза никуда не делись, он вовсю демонстрирует красоту и отточенную скоростную технику (один из наиболее ярких в этом отношении этюдов - "Fast Approaching"). Однако целый ряд сочинений здесь расцвечен и колоритными пассажами электрогитары. Как нельзя кстати пришлось участие в записи маститого духовика Ричарда Харви - одного из основателей легендарных фолк-прогрессоров Gryphon. Правда, солирования на флейте тут не услышишь, зато массированная стена звука выстроена без преувеличения превосходно. В чем немалая заслуга органиста Рода Эдвардса, которому, судя по всему, дали полный карт-бланш. Старина Род воспользовался моментом, в итоге именно благодаря его клавишным отдельные программные пьесы несут на себе явственный привкус чего-то агрессивно-темного (как, собственно, и задумывалось мастермайндом). Напомню, что ранее ничего подобного у Гордона не наблюдалось; напротив, он всегда тяготел к светлому пасторально-элегическому рисунку. Еще одно нововведение - появление вокальных (точнее, бэк-вокальных) партий, выполняющих, скорее, декоративную, нежели смысловую функцию. И хотя таковые встречаются лишь единожды - на треке "Weary Eyes", что-то оно все-таки да значит. Обилия "вкусностей" разнообразных видов и сортов на "Fear of the Dark" хватает: щедрыми фольклорными тонами переливается двухчастный опус "Roots"; альянс штормовой мощи и полуночной атмосферности выходит вперед в великолепном боевике "Nightrider"; тревожный сумрак души проглядывает в рефлексивной "Inner Dream"; игровыми ритмами вкупе с мечтательными эпизодами полнится заглавная 8-минутная конструкция; мистическим ожиданием пронизана финальная зарисовка "Visitation", косвенно отсылающая к поэтическим шедеврам Уильяма Блэйка...
Итог: замечательная работа, рекомендуемая в первую очередь ценителям типично английской инструментальной рок-музыки.

Комментариев нет: