3 авг. 2008 г.

Esperanto "Danse Macabre" (1974) / "Last Tango" (1975)

Этот разношерстный по национальному составу конгломерат исполнителей обязан своим появлением бельгийскому скрипачу Раймону Венсану. На протяжении лет последний вынашивал мысль о создании полноценного рок-оркестра. После встречи с концертирующим пианистом из Брюсселя Бруно Либером затея начала обретать физические контуры. Энтузиазм - штука заразительная. И в скором времени на зов бельгийцев откликнулись профессиональные исполнители из Австралии, Новой Зеландии, Англии, Италии, Франции и даже с острова Мэн.
Первый "блин", претенциозно озаглавленный "Rock Orchestra" (1973), как и положено, вышел "комом". Несмотря на внушительный арсенал средств, итоговый продукт напоминал лоскутное одеяло: по отдельности компоненты смотрелись привлекательно, но вместе срастаться им - увы! - что-то мешало. Тем не менее, в дебюте Esperanto явственно ощущался приличный потенциал. И слава богу, он не замедлил раскрыться.
Альбом "Danse Macabre" (1974) - блистательный образчик настоящего симфо-рока. Хитроумная композиционная основа, оформленная по всем правилам академической музыки, обрела поистине феерическое воплощение, благодаря органичному взаимодействию классического консерваторского инструментария с электрическими аналоговыми клавишными и мощной ритм-секцией. В этом отношении весьма показательна открывающая пластинку вещь "The Journey", во многом предвосхитившая более поздние "прозрения" шведов Isildurs Bane. За вычетом гитары (не считая нескольких треков, где без специально приглашенного рок-гитариста не обошлось) основная нагрузка ложится на струнные. Помимо лидера проекта, за виртуозное скрипичное и виолончельное наполнение отвечают Тони Харрис, Тимоти Кремер и Годфри Солмон. Фрагментарно возникающие вокальные партии варьируются от фоновых оперных до балладных, пространно-драматических и эстрадных (в духе The Alan Parsons Project). Удивительно, как авторам материала Венсану, Либеру, а также поэтам Гленну Шорроку и легендарному Питу Синфилду (King Crimson, ELP) в рамках одной программы удалось соединить такое количество стилевых наслоений: прогрессив, оркестровая классика, камерный авангард, элементы поп-музыки... И все это спаяно в нерасторжимое целое. Отдельных слов заслуживает атмосфера диска. Буквально за несколько дней до записи участники Esperanto посетили с экскурсиями ряд старых усадебных имений в окрестностях Лондона и древних замков Уэлльса, дабы проникнуться духом мрачного величия прошлого. И это замечательно повлияло на конечный результат. Словно каждый звуковой закоулок "Danse Macabre" населен своим собственным призраком. Отменная работа, претендующая на право называться шедевром.
Финальный релиз Esperanto "Last Tango" (1975) поначалу писался в лондонской студии, а затем - в шато Геровилль близ Парижа, где до них уже бывали Jethro Tull, Элтон Джон и другие артисты. Прощальный подарок Раймона Венсана и К° поклонникам получился поистине королевским. Шесть продолжительных опусов во главе с совершенно изумительной кавер-версией битловской "Eleanor Rigby". Знакомый сызмальства любому меломану мотив спрятался в глубине симфонических аранжировок, обладающих центробежной яростной энергетикой. И если бы не канонический текст, вложенный в уста вокалисток Ким Мур и Брижитт Дюдо, узнать эту милую песню было бы сложновато. Номер "Still Life" пышет первородной силой рок-н-ролла, преломляемой сквозь оркестровую призму; здесь же довольно отчетливо проглядывают признаки еще не вошедшего в моду диско. "Painted Lady" - эдакий прог-поп в манере раннего творчества голландцев Earth & Fire. Красивейшая баллада "Obsession", сочетающая мелодическую яркость с изысканным полифоническим обрамлением, будто бы специально предназначена почитателям Electric Light Orchestra. "The Rape" - шикарный эксперимент по скрещиванию футуристического саунда синтезаторов, прекрасных женских голосов (чьи тембры заключают в себе как космическую отрешенность, так и земную страсть) с прогрессивными филармоническими тенденциями. Венчающая пластинку заглавная композиция - очередной микрошедевр, действительно решенный в стилистике танго. Характерные фортепианные аккорды, знойные эскапады струнных, обильная перкуссия и, конечно же, вокальный дуэт Ким и Брижитт...
В общем, друзья мои, такое надо слушать. Желательно, не раз. И наслаждаться. Потому как перед нами доподлинно благородное искусство, коему имя МУЗЫКА.

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Странно, что на такую группу нет никаких отзывов и откликов, ну хотя бы «супер», «класс» или «шедевр» :)
ESPERANTO – уникальная, абсолютно ни на кого не похожая, команда! Если в хронологическом порядке рассматривать эти два диска, то «Danse Macabre», на мой взгляд, более сложный для восприятия диск. Мне он открылся только после нескольких прослушиваний! Авангард-проговая составляющая немного «подгружала» меня при первых прослушиваниях, но сначала я никак не мог понять, что ограничивает мое восприятие. И только относительно недавно, чуть-чуть ознакомившись с творчеством UNIVERS ZÉRO, я понял, что мешало моему восприятию. UNIVERS ZÉRO, по-видимому, вдохновлялись творчеством ESPERANTO и уж если не вдохновлялись, то уж точно слушали. Во всяком случае, у меня возникают стойкие ассоциации при прослушивании Danse Macabre с UNIVERS ZÉRO. Хотя скажу честно, авант-прог я плохо знаю. Сейчас Danse Macabre воспринимается более целостно, и я уже не разделяю этот шедевр на составляющие: здесь симфо-прог, здесь академическая музыка, здесь авангард и т.д. :) И вот оно, счастье!!! А «Last Tango» как с первого раза зацепил, так до сих пор и не отпускает!!! Он, действительно, более доступный и какой-то «тёплый» что ли, но в тоже время, очень разноплановый. Просто подарок для меломанов!!! Хотя может такая восторженная оценка «Last Tango» по сравнению с предшественником, объясняется, тем, что с него у меня началось знакомство с ESPERANTO. Первая любовь, понимаете!!!
С уважением,
Владимир (docart).

Сергей Уваров комментирует...

Спасибо за отзыв, Владимир. Я, признаться, особого сходства между Esperanto и Univers Zero не наблюдаю (если только не брать в расчет бельгийскую прописку ряда членов коллектива). Впрочем, сколько людей, столько и мнений.

Жму руку,
С.